Принцип действия карбюратора

Принцип действия всех карбюраторов одинаков. Он заключается в том, что в зону разрежения, в воздушный поток, движущийся с большой скоростью, поступает бензин, точнее - топливная смесь. Она подхватывается этим потоком, дробится, смешивается с воздухом и в виде эмульсии подается дальше в цилиндр. Основные элементы, обеспечивающие этот процесс - поплавковая и смесительная камеры, распылитель, диффузор, дроссель - также присутствуют во всех карбюраторах. Разница заключается лишь в конструктивном исполнении. Карбюраторы К-28 с цилиндрическим литым дросселем и вынесенной влево поплавковой камерой применялись на мотоциклах "Иж-56", первых партиях "Иж-Юпитер", "Иж-Планета". Карбюратор имел несколько регулировочных элементов: штуцер 5 упора оболочки троса. Чтобы при повороте руля трос не натягивался и двигатель произвольно не изменял частоту вращения коленчатого вала, штуцер следует заворачивать на столько, чтобы свободный ход оболочки составлял 1 -2 мм; винт 22 упора дросселя (винт количества). Устанавливает наименьшую величину щели под дросселем; винт 21 (винт качества) определяет качество (состав) смеси на холостом ходу; пружинная защелка позволяет переставлять поплавок 18 выше или ниже на стержне игольчатого клапана и тем изменять уровень топлива в поплавковой камере, а значит и состав смеси на всех режимах; воздушный корректор 2 может изменить состав смеси почти на 30%.
Если корректор опущен, он перекрывает часть диффузора и уменьшает обшее количество воздуха, поступающего в двигатель, смесь обогащается. Этим широко пользуются при пуске двигателя и в тех случаях, когда от него нужно получить максимальную мощность; главный жиклер 19 определяет количество топлива, поступающего через карбюратор при полностью открытом дросселе; регулирующая игла 23 может быть переставлена относительно дросселя выше или ниже в одно из четырех фиксированных положений. Тем самым она в пределах 3/4 хода дросселя влияет на истечение топлива через распылитель, на состав и количество смеси.
Регулировать карбюратор К-28 рекомендуется только на полностью прогретом двигателе, сразу после поездки и при условии, что зажигание установлено правильно. Воздушный корректор следует вывести из зоны диффузора, повернув "на себя" рычажок на руле. Затем, постепенно выворачивая винт 22 упора дросселя, следует добиться минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала. После этого, выворачивая винт 21 качества, обедняют смесь и этим добиваются некоторого роста частоты вращения коленчатого вала. Затем винтом 22 снова уменьшают скорость вращения, а винтом 21 увеличивают. Эти операции последовательно продолжают до тех пор, пока двигатель перестанет реагировать на изменение положения винта качества либо будет "глохнуть". После этого рекомендуется винт качества завернуть примерно на 1/3 оборота и зафиксировать контргайкой. Если после резкого подъема и отпускания дросселя двигатель глохнет - нужно немного завернуть винт упора дросселя. Пробная поездка в течение 10-15 мин. должна показать, какую смесь готовит карбюратор для работы двигателя на рабочих режимах. Об этом можно судить по цвету изолятора свечи зажигания. Если изолятор имеет цвет от светло- до темно-коричневого - смесь нормальная. Более светлый изолятор "говорит" об обедненной смеси (в этом случае можно поднять иглу дросселя на одну канавку выше). Более темный
цвет изолятора свидетельствует о переобогащении смеси и требует обратных мер. При полном подъеме дросселя на состав смеси влияет только главный жиклер. Изменить количество топлива можно, лишь заме няя жиклер другим, с иной пропускной способностью. Карбюратор К-36 принципиально отличается от карбюратора К-28 тем, что здесь впервые в отечественной практике применен плоский, штампованный из листовой латуни П-образный дроссель, а вместо воздушного корректора используется топливный, вы несенный из зоны диффузора. Карбюратор стал в целом более технологичным, позволил несколько снизить общий расход топлива. Улучшилось распределение смеси по цилиндрам в двигателе "Юпитера".
Карбюратор сохранил те же регулировочные элементы, что и К-28 Различие состоит лишь в том, что при регулировке манетку на руле следует поворачивать до отказа "от себя", выключая корректор из работы. Поскольку винт качества 24 здесь работает несколько по-иному (он перекрывает не воздушный, а топливно-воздушный канал), для обеднения смеси и увеличения частоты вращения коленчатого вала винт нужно ввертывать. Основные данные карбюраторов К-36 приведены в таблице.

Основные характеристики карбюраторов семейства К-36

Основные данные дозирующих систем Модели мотоцикла
"Юпитер-3" "Юпитер", "Юпитер-2" "Планета-2", "Планета-3"
Модель карбюратора К36Д К36Ж К36И
Диаметр смесительной камеры, мм 28 26 28
Диаметр диффузора, мм 27 24 27
Уровень топлива в поплавковой камере, мм 21 21 21
Пропускная способность главного жиклера, см3/мин 280 275 260
Диаметр распылителя, мм 2,6 2,6 2,65
Карбюратор К-62 предназначен для более мощных мотоциклетных двухтактных двигателей. Он имеет центральную поплавковую камеру с двумя поплавками. Карбюратор состоит из трех основных частей: корпуса 10, поплавковой камеры 3 и крышки 17. Эти детали и насадок 8 отлиты, из цинкового сплава. На корпусе и насадке имеется обозначение диаметра диффузора. Топливный клапан 24 опирается нижней частью на пластину поплавка 25, а верхней (с шайбой из эластичного материала) закрывает канал подвода топлива, Уровень топлива в поплавковой камере регулируется подгибанием опорной пластины.
В вертикальном колодце корпуса размещен плоский П-образного сечения дроссел. В его стенке, обращенной к воздухоочистителю, снизу сделан радиусный вырез, обеспечивающий заданное разрежение на распылителем. В верхней стенке дросселя закреплена тяга с винтом 16, ввернутым в крышку. Вращая его, ограничивают опускание дросселя. Поднимает его трос 15, связанный с ручкой "газа", а опускает - пружина 13. Дозирующая игла 9 может занимать в дросселе одно из трех положений - в зависимости от требуемого состава смеси. Это положение фиксируется пружинным замком 12. Приведенные в таблице модификации карбюратора, кроме К-62Л и К-62С, снабжены пусковым устройством (корректором). Оно состоит из плунжера 29 с дозирующей иглой 27, которая движется в колодце корпуса. Для облегчения пуска зимой (при морозах ниже 15 градусов) предусмотрена возможность обогащения смеси утопителем 28 поплавка. По конструкции утопитель аналогичен применяемым в других мотоциклетных карбюраторах. Чтобы исключить попадание в цилиндр излишка топлива, в поплавкой камере предусмотрено дренажное отверстие 22. Поскольку при обкатке нового двигателя не рекомендуется превышать частоту вращения коленчатого вала до максимальной, на внутренней стороне крышки отлит упор-ограничитель 14 подъема дросселя. Для облегчения промывки жиклеры и распылитель сделаны съемными. Крышка и поплавковая камера соединены винтами с корпусом карбюратора через прокладки. Фланец карбюратора имеет такие же присоединительные размеры как и у прежней можеди, расстояние от оси диффузора до нижней точки у старого и нового карбюраторов практически одинаково, а габариты различаются незначительно. Регулировка карбюратора К-62 производится следующим образом: перед пуском двигателя вращением винта 16 с тягой устанавливают дроссель в такое положение, чтобы между его стенкой и нижней образующей отверстия в насадке 8 была небольшая щель (2-2,5 мм). Регулировочный винт 18 полностью заворачивают, а затем выворачивают на пол-оборота - оборот. Пускают двигатель и прогревают его.
Отворачивают винт 16, добиваются минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала, а затем постепенно отворачивают винт 18 (обедняя смесь) до возникновения перебоев в работе двигателя. После этого медленно заворачивают винт 18 (обогащая смесь), пока двигатель не начнет работать устойчиво. Вновь заворачивая винт 16, уменьшают частоту вращения и находят новое положение винта 18 так же, как и в первом случае. Эти операции повторяют до тех пор , пока не будет получена минимальная, но вполне устойчивая частота вращения коленчатого вала. Правильность регулировки холостого хода проверяют резким открытием и закрытием дросселя. Если двигатель глохнет при резком открытии дросселя, следует завернуть винт 18 на 1/4-1/2 оборота (смесь обогатиться), а если останавливается при резком закрытии дросселя - настолько же вывернуть (смесь обедниться). При длительной эксплуатации мотоцикла в жару (плюс 35-40 градусов и выше), а также на высоте от 2000 м над уровнем моря рекомендуется опустить дозирующую иглу на одну канавку. В холод (ниже минус 15 градусов) иглу следует, наоборот, поднять на одну канавку. Регулировка карбюратора Йиков, устанавливаемого на мотоциклы "ИЖ-Ю5", аналогична регулировке карбюратора К-62.

Применяемость карбюраторов К-62

Модель карбюратора Диаметр диффузора, мм Для какого двигателя предназначен
К62 30 Ю4
К62Б 32 П4
К62В 26 "Восход-3"
К62Г 26 "Тулица"
К62Д 28 Ю3
К62Е 30 С3Д (мотоколяска)
К62П 32 П3
К62М 32 ПС
К62С 26 ММВ3-3.115 "Минск"
Hosted by uCoz